Проблема работы жилищно-коммунального хозяйства – одна из наиболее болезненных для николаевцев. Традиционно обращения граждан, касающиеся проблем ЖКХ, являются самыми массовыми в статистике органов местного самоуправления. В последние годы эта тенденция усугубилась.
Для преодоления проблем, накопившихся в ЖКХ, Николаевский горсовет принял две отраслевые программы. В прошлом году была принята «Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства г. Николаева на 2010 – 2014 гг». Документ содержит положение об обслуживании жилфонда на конкурсной основе. По мнению его разработчиков, демонополизация и создание конкурентной среды положительно скажутся на отрасли.
А вот предыдущая программа реформирования и развития ЖКХ, принятая в 2004 году, по сути, не выполнена. Результат невыполнения – обострение ситуации в ЖКХ, нежелание жителей платить за некачественные и к тому же постоянно дорожающие услуги.
Почему рядовые николаевцы вынуждены страдать от несовершенства и, что еще хуже, деградации ЖКХ? Ответить непросто. Данной проблематике посвящены тысячи исследований, статей, диссертаций, региональных и местных отраслевых программ по всей стране. И все же…
Одной из главных причин провала отраслевых программ является хроническое недофинансирование. Но ни одни инвестор не даст деньги просто так. Да и депутаты без особого энтузиазма выделяют деньги на ЖКХ, относясь к отрасли словно к бездонной бочке: сколько денег не вложить, положительного результата все равно не будет.
Почему никто не хочет вкладывать средства? Прежде всего, не видно реальной отдачи. Одна из причин этого – отсутствие конкретных критериев оценки работы ЖКХ, только традиционные: «улучшить», «углубить» и т.д. Это наряду с отсутствием четкой стратегии, концентрации ресурсов, системности и эффективного общественного контроля является причиной фактического коллапса отрасли, балансирующей на грани выживания.
По мнению доцента ОРИГУ Национальной академии госуправления при Президенте Украины Алеси Голинской, целостной системы оценки работы ЖКЗХ в стране нет вовсе. Вместо этого существует множество разрозненных нормативных актов различного уровня. К тому же отрасль сложно «подогнать» под некие стандартные критерии, поскольку она крайне дифференцирована регионально: по возможностям и технической базе, по протяженности и состоянию коммуникаций, по степени износа основных средств, по размерам тарифов и т.д. Создать унифицированную систему оценки здесь очень сложно. Минфин разработал прямые стандарты оценки бюджетных программ по другим отраслям, но не в ЖКХ!
Как разработать такие критерии?
Решению этой проблемы посвящен проект Фонда развития города Николаева (ФРГН) «Внедрение механизма общественного контроля эффективности политики развития ЖКХ г. Николаева», реализуемый при поддержке МФ «Возрождение». Его цель – внести изменения в местные нормативно-правовые акты, позволяющие усовершенствовать процедуру реализации «Программы реформирования и развития ЖКХ Николаева на 2010 – 2014 гг.» и других городских программ. Для этого необходимо разработать индикаторы эффективности политики развития ЖКХ и внедрить механизм общественного мониторинга.
Для детализации проблемы и определения, какие именно показатели нужны, ФРГН провел фокус-группы и глубинные интервью. Оказалось, не только представители потребителей, но даже сами специалисты не могут определить, какие показатели результативности им необходимы для мониторинга эффективности выполнения программ. Звучали, к примеру, такие абстрактные определения, не имеющие конкретных единиц измерения как «цветущий город», «чистые улицы» и даже «а зачем вообще нужны эти показатели – работаем себе, ну и работаем?» Словом, даже у профессионалов есть заблуждения и недопонимание.
«Если не знаешь, как поступить, поступай по закону», – гласит древняя сентенция. Бюджетный кодекс Украины в последней редакции содержит такое понятие как бюджетная программа. В бюджетные программы объединяются все затраты, финансируемые из местных бюджетов на мероприятия, носящие системный характер. Такие программы согласно приказу Минфина №679 2009 года оцениваются по единой шкале результативности, которая уже прошла апробацию. Шкала состоит из 4 групп оценок: показатели затрат, продукта, эффективности и качества.
Показатель затрат – кем или чем выполняются услуги. Он должен отвечать принципам необходимости и минимальной достаточности. Измеряется индикатор в единицах персонала, штуках, тоннах, кубических метрах, километрах и т.д. К примеру, «протяженность линий электросетей, вводящихся в эксплуатацию», «инвентарное количество светоточек».
Показатель эффективности – затраты на единицу продукта. Необходим для определения эффективности работы, ее финансового результата. Определяется в грн./кв. м, грн./койко-день и т.д. Например, «средняя стоимость очистки квадратного метра дороги», «средняя стоимость обслуживания одной светоточки».
Показатель качества – что мы намерены достичь в процессе выполнения программы. Определяет успешность выполнения намеченных планов, характеризует результаты, их динамику. Может измеряться в процентах роста или снижения утечек, потерь в сетях. Например, «увеличение количества озелененных территорий», «снижение аварийности систем водоснабжения».
На первый взгляд, многим читателям эти группы показателей покажутся непонятными, искусственными. Но на деле ничего нового: они основаны на международном опыте. Эксперты ФРГН не «изобретают велосипед», просто до сих пор использование данных показателей в нашей стране не носило системного характера. А при программно-целевом методе формирования бюджета, чего требует украинское законодательство, он как раз должен состоять из совокупности программ, разработанных с учетом данных показателей. И относится это не только к ЖКХ, но в равной степени и к здравоохранению, культуре, социальной политике, образованию.
Рассуждая о проблемах ЖКХ, у нас принято ругать власть, тарифы, качество услуг. Но если, используя разработанные показатели, мы увидим, что на 4 грн. бюджетных денег в ЖКХ привлечено 3 грн. сторонних инвестиций, то любому непредубежденному наблюдателю станет понятно, что власть работает, и ее усилия не проходят даром.
Конечно, при формировании показателей необходимы общественные слушания, активная позиция СМИ. Критерии нужно представить людям еще до того, как они будут утверждены. С их помощью люди при ограниченности бюджетных средств сами смогут определять, что для них важнее, а на чем можно сэкономить.
– Когда в одном из областных центров Украины впервые в 2007 году опубликовали бюджет, основанный на программно-целевом методе, – вспоминает Алеся Голинская, – один из активных дедушек, постоянно приходивший на все общественные слушания и жаловавшийся, что он недополучает бесплатные медикаменты, увидел, что на питание одного ребенка в детсадах бюджет выделяет 1,12 грн. в день. «Что же это творится?» – возмутился он, вмиг позабыв о своих медикаментах. Если человек узнает, «что почем», он будет с куда большим пониманием относиться к бюджетным проблемам, пытаясь определить, что для него важнее: дороги, ремонт крыши или запуск давно остановившегося лифта.
Индикаторы, о которых идет речь, ближе и понятнее жильцам, чем это может показаться на первый взгляд. Например, цены на материалы аналогичного качества, закупаемые двумя ЖЭКами, эксплуатирующими два соседних дома, могут существенно различаться. Следовательно, ЖЭК, закупающий материалы по боле высокой цене, менее эффективно тратит деньги жильцов.
Проблем в отрасли масса. Решить их можно путем формирования эффективного механизма общественного контроля и оценки результативности работы ЖКХ. Право выбора приоритетов, прозрачность и предсказуемость власти, а главное – повышение её эффективности, – вот что дает горожанам разработка критериев оценки. Невозможно добиться эффективных действий, принятия четких управленческих решений без наличия критериев оценки работы ЖКХ. Причем таких критериев, которые были бы понятны не только жилищникам и коммунальщикам, но и неспециалистам – депутатам, финансистам, а самое главное – обычным потребителям услуг.
Пресс-служба Фонда развития города Николаева