Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

О формировании целевых городских программ в Николаеве

В соответствии с намеченным планом действий на 2011 год, группа по вопросам ЖКХ Экспертно-общественного совета исполнительного комитета Николаевского горсовета 7 октября 2011 провела заседание «Проблемы внедрения действующего законодательства Украины в Николаеве при формировании и исполнении целевых программ» на примере «Программы развития и реформирования ЖКХ в г. Николаеве на 2010 – 2014 гг.»

 

 


 Для участия в мероприятии приглашены руководители и специалисты городского департамента ЖКХ и управления экономики. Однако, по неизвестным причинам, представители департамента ЖКХ отсутствовали, хотя их приглашали. Поэтому экспертам пришлось дискутировать с представителями управления экономики горисполкома.

Во время встречи обсуждены возможности осуществления объективного общественного мониторинга и оценки исполнения городских целевых программ в соответствии с требованиями законодательства Украины, а также предлагаемые экспертами Фонда развития города Николаева (ФРГН) изменения местной нормативно-правовой базы (см. презентацию). Работники управления экономики внимательно выслушали экспертов и сообщили им, что программно-целевой метод существует в Украине, но лишь как экспертный вариант. В горисполкоме программы разрабатывают под конкретное выделение денежных средств. Целевые программы разрабатывают под конкретную проблему. Но они не всегда финансируются. К числу таких можно отнести программы детских площадок, остановочных комплексов. Существуют разные требования к разработке бюджетных и целевых программ. Они определены в ряде нормативных документов и порой не стыкуются. Критерии для программ должны разрабатывать специалисты, а управление экономики готово все это обобщить.
Как говориться, за работу спасибо, но рекомендации принять не можем. Развернулась дискуссия. Выяснилось, что не все члены экспертно-общественного совета готовы к обсуждению, поскольку не были предварительно ознакомлены с материалами рекомендаций. Каждый высказывал свои предложения.

Рабочая группа «Экспертного общественного совета николаевского горисполкома» рекомендовала николаевскому городскому голове и исполнительному комитету николаевского городского совета разработать  и утвердить  ряд решений, выполнение которых создаст условия стабильного социально-экономического развития г. Николаева за счет внедрения эффективного программно-целевого метода планирования и выполнения бюджета.  Также рекомендовано внести изменения в решение горисполкома № 1368 от 27.06.08 г. «Порядок разработки и исполнения городских целевых программ», в решение горсовета от 02.09.2010 г.  № 48/12 «Об утверждении программы реформирования и развития ЖКХ до 2014 г.», а также остальные местные целевые программы.

В нынешнем году ФРГН в рамках проекта «Внедрение механизма общественного контроля эффективности политики развития ЖКХ в Николаеве» при поддержке МФ «Возрождение» работает над совершенствованием местной нормативной базы, касающейся формирования и исполнения целевых программ городского совета с последующим запуском механизма общественного контроля. Экспертами Фонда и Департаментом ЖКХ в первой половине 2011 г. проведено исследование «Эффективность политики развития ЖКХ в г. Николаеве» http://frgn.mk.ua/wp-content/uploads/2011/05/Gren_book_260511.pdf. Рекомендации исследования учел Экспертно-общественный совет Николаевского горисполкома. Одним из приоритетов  его деятельности признано скорейшее создание условий для устойчивого социально-экономического развития Николаева и внедрение программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета. Соответственно запланирован ряд мероприятий рабочей группы Экспертно-общественного совета по вопросам ЖКХ, благоустройства города и энергосбережению по разработке изменений к местной нормативно-правовой базе согласно рекомендациям исследования и требованиям законодательства Украины.

Речь идет о внесении изменений в «Порядок разработки и исполнения городских целевых программ» (решение Николаевского горисполкома №1368 от 27.06.2008), утвержденную городским советом. В частности, настоятельно рекомендуется при разработке всех городских целевых программ предусматривать показатели, использование которых будет давать полное представление об успешности выполнения программ. Эти показатели разделяются на четыре группы: показатели затрат, показатели продукта, показатели эффективности и показатели качества.

На первый взгляд, многим показатели покажутся непонятными, надуманными. Но на деле ничего нового: они основаны как на международном опыте, так на действующем законодательстве Украины (Бюджетный кодекс, приказы Министерства финансов и соответствующих Министерств: образования, труда и социальной политики, охраны здоровья). Эксперты ФРГН не «изобретают велосипед». Тем более что при программно-целевом методе формирования бюджета, чего требует украинское законодательство, он должен состоять из совокупности программ, разработанных с учетом данных показателей. И это относится в равной степени к ЖКХ, здравоохранению, социальной политике, образованию. Все показатели должны  определяться на основании фактических данных по предыдущим бюджетным периодам исходя из тенденций развития соответствующей отрасли экономики (сферы деятельности) с прогнозом на перспективу. Показатели призваны характеризовать динамику и эффективность исполнения целевых программ, объективно и реалистично отображать специфику работы главного распорядителя средств и результаты его деятельности, предоставлять возможность проверки достоверности и точности расчетов за отдельные периоды, а также подтверждаться официальной статистической, финансовой и другой отчетностью.

Однако не все представители аппарата местного самоуправления верят в важность и необходимость работы по внедрению групп показателей. К примеру, руководство департамента ЖКХ считает, что разрабатывать показатели эффективности целесообразно только для тех программ, которые финансируются в полном объеме. Т.е. «бюджет дай денег, а мы показатели подгоним». А такой путь ведёт в тупик.

Если в Вашей квартире испортилась канализация, то Вы как хозяин подходите к вопросу ремонта с точки зрения будущей его эффективности (сколько можно буде потом жить без ремонта, на сколько надёжно будет работать вновь установленное оборудование, трубы, вентиля и так далее). А только потом соотносите свои финансовые возможности, при недостатке которых ищет дополнительные источники финансирования. Почему в городском хозяйстве всё наоборот???

 

Пресс-служба Фонда развития города Николаева

(0512) 47-38-79

Презентация «Проблемы внедрения ПЦМ в Николаеве»

Решение экспертного совета от 07.10.11

Проект решения Николаевского горсовета о внесении изменений в решение от 27.06.08 № 1368

Приложение 3 к проекту решения (промежуточный отчет)

Приложение 4 к проекту решения (заключительный отчет)