Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

ОТНОШЕНИЯ ЖИЛЬЦА И ЖЭКА ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЧЕТКИМИ И ПРОЗРАЧНЫМИ

Состояние жилищно-коммунального хозяйства – одна из наиболее острых проблем как для николаевцев, так и для жителей всей Украины. Это подтверждается и социологическими исследованиями, и массой обращений граждан в органы власти и местного самоуправления, и голыми статистическими данными. Две трети жилфонда Украины построено до 1970 года, износ основных фондов в отрасли превышает 60%, энергоемкость ЖКХ примерно в три раза выше среднеевропейского уровня, а количество аварий на водопроводных сетях за последние 20 лет увеличилось в 4-6 раз.

Проблематика ЖКХ обширна. И одна из проблем заключается в отстраненности жильцов – потребителей жилищно-коммунальных услуг от поставщиков и исполнителей услуг. Детально проанализировать эту проблему взялись эксперты Фонда развития города Николаева (ФРГН). Ее итогом стало аналитическое исследование «Механизм влияния жителя города на качество жилищно-коммунальных слуг в г. Николаеве». В ходе исследования была проанализирована местная нормативная база на предмет наличия механизмов влияния общественности на оказание ЖК-услуг и их качество. Проводилось исследование в рамках проекта «Жилищно-коммунальные услуги – под контроль общественности», который реализуется Всеукраинской общественной организацией «Ассоциация содействия самоорганизации населения» в рамках совместной инициативы Pact Inc., Международного фонда «Возрождение» и Фонда «Восточная Европа».

По мнению авторов исследования сегодня городская община столкнулась с целым рядом вызовов и угроз в сфере ЖКХ.  Неэффективная и затратная система ЖКХ, доставшаяся нам в наследство от советского прошлого, постоянная нехватка средств на ее модернизацию и даже простое поддержание жизнеспособности ведут к росту неудовлетворенности населения качеством услуг, снижению уровня оплаты, отстраненности потребителей от участия в управлении предоставлением услуг (сфера ЖК-услуг до последнего времени вообще поражала своей тотальной непубличностью). В свою очередь отсутствие надежных механизмов индикации качества ЖК-услуг делает невозможным целенаправленное совершенствование отрасли и ведет к дальнейшему обострению негативной ситуации, открывает возможности для широких злоупотреблений со стороны предприятий, предоставляющих эти услуги, и их отдельных сотрудников.

Таким образом, речь идет о том, чтобы сформировать как полноценный рынок жилищно-коммунальных услуг, так и надежный механизм общественного контроля со стороны их потребителей, по сути – всех жителей города.

Одна из проблем состоит в том, что нормативная база, регламентирующая предоставление ЖК-услуг, является несовершенной, а потребители имеют о ней крайне смутное представление. К примеру, кто из николаевцев знает о Постановлении Кабмина №869, которым утвержден Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий? А между тем этим нормативным актом определен типовый перечень из 18 жилищно-эксплуатационных услуг. Это всеукраинский стандарт, которого должны придерживаться все ЖЭКи страны. Многие из этих услуг жилищно-эксплуатационные предприятия Николаева не предоставляют – они либо не заложены в тариф, либо на их осуществление не хватает средств. Речь об уборке лестничных клеток,  подвалов и технических этажей, поверке, обслуживании и ремонте квартирных приборов учета воды и тепловой энергии, дератизации, дезинсекции, поливе клумб и газонов, техническом обслуживании и текущем ремонте систем противопожарной автоматики и дымоудаления, текущих ремонтах и многом другом. К слову, во всех без исключения «горсоветовских» жилых домах Николаева системы пожаротушения, дымоудаления и пожарной сигнализации находятся в нерабочем состоянии и требуют восстановления.

Еще одна проблема – монополия жилищно-коммунальных предприятий на предоставление услуг. Во многом она носит естественный характер, но предприятия пытаются на этом сыграть, навязывая дискриминационные условия сотрудничества своим экономически и юридически зависимым контрагентам. Естественно, жилищно-коммунальные предприятия не заинтересованы в установлении системы оценки результативности и эффективности предоставляемых ими услуг, разрушении монополий и формировании конкурентной среды, когда потребитель сможет выбирать услуги лучшего качества по оптимальной цене. Все это ведет к снижению эффективности предоставляемых услуг, разрыве между жилищно-коммунальными организациями и конечным потребителем.

В этой связи следует отметить уникальный опыт Николаева по внедрению конкурсного механизма определения исполнителей услуг по обслуживанию жилья. Решением Николаевского горисполкома №771 от 21.04.2006 услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий включены в Перечень услуг, которые определяются на конкурсной основе. Согласно решению горисполкома № 2413 от 24.11.2006 организатором конкурса по этой услуги определен департамент ЖКХ. С победителями конкурса заключаются договоры на оказание услуг, которые предусматривают передачу основных фондов (жилых домов и другого имущества) на баланс предприятий – победителей конкурса. В течение 2008-2009 годов конкурсная процедура была усовершенствована, привлечены представители потребителей в состав конкурсной комиссии. Также отработана процедура общественного аудита комплексного состояния качества менеджмента предприятий – победителей конкурса по предоставлению жилищно-эксплуатационных услуг, проведен общественный аудит (финансовый и менеджмента) семи жилищно-эксплуатационных предприятий города разных форм собственности. За время проведения конкурсов на содержание и обслуживание городского жилищного фонда, почти все предприятия работают без долгов перед Пенсионным фондом и налоговой, не имеют задолженности по заработной плате.

Но вернемся к республиканской нормативной базе. Постановления Кабмина №560 от 12.07.2005, №529 от 20.05.2009 и № 869 от 01.06.2011 определяют, что тариф на обслуживание жилья и придомовых территорий должен быть рассчитан по каждому дому отдельно (т.н. подомовой тариф). Работа по расчету подомовых тарифов проводилась в Николаеве в течение нескольких лет, их обещали ввести еще в 2009 году, но до сих пор так и не ввели. Сейчас в городе действуют тарифы, рассчитанные для каждого жилищно-эксплуатационного предприятия отдельно (т.н. «поЖЭКовые» тарифы), не отражающие реальных затрат на обслуживание каждого конкретного дома и являющие собой некую «среднюю температуру по больнице».

Тем же Постановлением КМ №869 определено, что услуги по содержанию домов предоставляются с учетом установленного решением органа местного самоуправления тарифа, его структуры, периодичности и сроков предоставления услуг. Копия этого решения должна быть частью договора на предоставление услуг. Однако такого решения орган местного самоуправления не принимал, а потому николаевский потребитель не знает какие именно виды работ, какого качества и периодичности должен выполнять ЖЭК. Поэтому невозможно выставить акт-претензию ЖЭКу за непредоставление или некачественное предоставление услуги. Сам ЖЭК в отсутствие договора тоже не может должным образом судиться с должниками по квартплате.

В качестве выхода из этого замкнутого круга авторы аналитического исследования предлагают принять решение Николаевского горисполкома «Об упорядочении предоставления услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий», где будут четко определены порядок и основные условия предоставления услуг, их структура, периодичность, сроки оказания услуг, требования к качеству услуг, порядок перерасчетов в случае непредоставления или неполного предоставления услуг и т.д.

Конечно, дело это новое, сложное. Но ради реализации такого проекта власти и общественности нужно объединить усилия и задействовать все возможные резервы ради того, чтобы как можно скорее добиться положительного результата. Если, конечно, мы хотим чтобы наша система ЖКХ совершенствовалась постепенно переходила к политике эффективного, планомерного развития.

Аналитическое исследование «Механизм влияния горожан на качество жилищно-комунальных услуг»

Пресс-служба

Фонда развития города Николаева