Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

УСЛУГИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОМА – ПОД КОНТРОЛЬ ЖИЛЬЦОВ!!! КТО ПРОТИВ???

«Фонд развития города Николаева» предоставил возможность потребителям услуг по эксплуатации жилья разобраться:  а за что мы платим?».

В Николаеве давно пора  превратить платежи ЖЭКу ИЗ ПОВИННОСТИ ЖИЛЬЦА В ПЛАТУ ЗА КАЧЕСТВЕННУЮ УСЛУГУ!

Это произойдет в случае принятия предложенного общественностью проекта решения  горисполкома, защищающего права жильцов. Профильное подразделение департамента ЖКХ, к сожалению,  уже почти полтора года саботирует принятие такого решения. Общественность надеется на поддержку мера и членов Николаевского горисполкома.

 

А теперь подробнее.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства – одна из наиболее острых проблем для николаевцев и всех украинцев. Причин тому много. Нам в наследство от СССР досталось неэффективная, затратная, неконкурентная система ЖКХ. За два с лишним десятилетия независимости Украины жилищно-коммунальное хозяйство не стало лучше – сооружения, сети и коммуникации достигли предельного морального и физического износа, а средств на поддержание их в жизнеспособном состоянии, не говоря уже о реконструкции и модернизации, хронически не хватает.

Одна из проблем отрасли заключается в отстраненности потребителей (жильцов) от поставщиков и исполнителей услуг. Фактически плата за содержание домов и придомовых территорий, или, как её по старинке называют, квартирная плата, по сути, напоминает абстрактный налог. Ведь налог не является оплатой за конкретный товар, гражданин уплачивает подоходный налог априори, по факту получения дохода, и не очень четко понимает, на что идут его деньги. Но заплатить должен обязательно, уклонение от уплаты налогов – это правонарушение.

Нечто подобное происходит и с квартплатой: платить нужно, а за что – непонятно. Жилец дома не ведает, за что именно платит, какие конкретно услуги, какого качества, в каких объемах и в какие сроки должна оказать ему эксплуатационная организация, взимающая с него деньги. Но ведь квартплата – это не исполнение гражданского долга перед государством и обществом, не налог, это оплата за услуги. Возникает закономерный вопрос: за какие?

Приведем конкретный пример. Жилец многоквартирного дома понятия не имеет, какие именно виды работ, какого качества и периодичности должен выполнять ЖЭК, предоставляя услугу «обслуживание внутридомовых сетей» (пункт 7 решения Николаевского горисполкома №1028 от 30.07.2010). Выполняет ЖЭК эти работы? А может он их не выполняет? «Так за что я должен платить?» — задается вопросом жилец. Его терзают смутные догадки, но что-либо оспорить, выставить ЖЭКу акт-претензию о непредоставлении или некачественном предоставлении этой услуги он не может, не может провести перерасчет. В итоге некоторые горожане, интуитивно чувствуя себя обманутыми, вообще перестают платить за квартиру. Тут уже страдает ЖЭК. Но и он не может обратиться в суд на взыскание долга с нерадивого потребителя, ведь для этого с ним следует заключить договор, где четко будут прописаны оказываемые услуги, их объемы, сроки предоставления и т.д. А такого договора с каждым жильцом у ЖЭКа нет, значит и взаимных договорных обязательств – тоже нет. С чем идти в суд? К тому же отсутствие такого договора является грубым нарушением закона «О жилищно-коммунальных услугах».

Представьте, что вы решили построить себе дом и пригласили подрядчика, а тот говорит: плати триста тысяч и я тебе все сделаю под ключ. Вы интересуетесь: сколько и каких потребуется стройматериалов, по какой цене подрядчик будет их покупать, сколько у него стоит куб кирпичной кладки, квадратный метр стяжки или поклейки обоев, укладки линолеума, установка одной точки электрооборудования, какое качество работ он гарантирует? А тот в ответ: не твоё дело, ты, главное, за всё заплати, а я уж сам как-нибудь разберусь! Разумеется, от услуг такого подрядчика вы откажетесь и найдете другого, возможно, за меньшую цену. Но вы не сможете отказаться от услуг ЖЭКа. Кто вам позволит, чтобы весь дом обслуживала одна организация, а вашу квартиру и вашу долю в общих коммуникациях, в уборке придомовой территории, ремонте крыши, в вывозе мусора – другая?!

Подобная неопределенность на рынке жилищных услуг, отсутствие взаимопонимания между его участниками ведет к росту недовольства со стороны населения, причем зачастую это недовольство необоснованное. Если жилец возмущается, что в подъезде грязно, он может и не знать, что уборка подъездов не входит в тариф. Да что там уборка! Многие до сих пор уверены, что ЖЭКи обязаны бесплатно менять им сантехнику, ремонтировать сети внутри квартиры, чуть ли не лампочки в комнатах закручивать!

Между тем постановление Кабмина №869 от 01.06.2011 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» чётко указывает, что орган местного самоуправления должен принять решение, которое утверждает количественные и качественные показатели, структуру, периодичность и сроки предоставления услуг по содержанию домов и придомовых территорий. Однако в полном объеме это постановление в нашем городе не выполнено. Хотя в Киеве, Вознесенске, Херсоне, Мариуполе, Луганске и многих других городах страны – выполнено, там эксплуатационщики уже на практике отчитываются перед жильцами, а те закрывают им акты выполненных работ только после того, когда они уже осуществлены на практике. Чем же мы хуже? Вдобавок такая неопределенность препятствует выполнению в Николаеве программы Президента Украины «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», где повышение качества жилищно-коммунальных услуг с помощью разработки понятных и адекватных стандартов качества, контроль со стороны потребителей значатся в числе приоритетов.

Разработать проект решения горисполкома, регулирующего этот важный вопрос взаимоотношений жильца и ЖЭКа, должен был департамент ЖКХ. Однако там не сочли нужным «переутруждаться». Тогда это сделали эксперты Фонда развития города Николаева (ФРГН), всеукраинской «Ассоциации содействия самоорганизации населения» и Одесского регионального института Национальной академии госуправления при Президенте Украины в рамках проекта «Жилищно-коммунальные услуги – под контроль общественности» при поддержке Pact Inc., МФ «Возрождение» и Фонда Восточная Европа. Причем разработали не «с бухты-барахты», а проведя вдумчивое исследование проблемы, проанализировав местную нормативную базу, в том числе и на предмет наличия механизмов влияния общественности на оказание жилищно-коммунальных услуг и их качество. Учитывался и опыт других городов, где аналогичные решения уже работают, помогая горожанам на практике контролировать качество услуг, а не выбрасывать деньги в «черную дыру». 

Аналитический документ по результатам исследования здесь.

Аналитический документ по результатам исследования в Николаеве  здесь

Проект решения горисполкома, получивший название «Об упорядочении предоставления услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий в г. Николаеве» прошел общественные слушания, получил одобрение на заседании экспертно-общественного совета при Николаевском горисполкоме, на 7-й всеукраинской научно-практической конференции «Общественный контроль в жилищно-коммунальной сфере: роль органов самоорганизации населения», где был под достоинству оценен специалистами Минрегионстроя, представителями органов местного самоуправления и общественностью других областей Украины. Проект решения горисполкома, который поможет защитить права жильцов здесь.

Но в Николаеве принятие этого решения тормозится на уровне департамента ЖКХ. Возникает вопрос: почему? Не хотят лишних хлопот, подозревают, что документ поломает радужную картинку в ЖКХ на уровне города? Или опасаются, что такое решение поставит надежный заслон коррупции в данной отрасли – сговору между представителями местного самоуправления и ЖЭКов? Другие разумные объяснения найти сложно.

Хочется верить, что в конечном итоге власть и общественники объединят усилия и задействуют все возможные резервы ради того, чтобы как можно скорее добиться положительного результата. Если уж профильное подразделение исполкома – Департамент ЖКХ – саботирует принятие решения, то вся надежда на городского голову Владимира Чайку и членов горисполкома. Только они могут принять решение, превращающее квартплату из повинности жильца в плату за качественную услугу!Проект решения горисполкома, который поможет защитить права жильцов здесь.

Пресс-служба Фонда развития города Николаева.