Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

Николаевцы обменялись опытом с российскими коллегами

На днях в Николаеве побывали активисты российских общественных организаций — руководитель «Партнерства фондом местных сообществ», исполнительный директор ГБФ «Фонд Тольятти» (г. Тольятти) Борис Цирульников и исполнительный директор ФМС «Гражданский Союз» (г. Пенза) Олег Шарипков. Они прибыли к нам по приглашению Фонда развития города Николаева (ФРГН). В рамках двухдневного визита гости из России познакомились с Николаевом, представителями органов местного самоуправления и местного бизнеса и, конечно же, с общественной жизнью города. Главная цель визита состояла в общении и обмене опытом работы неправительственных организаций России и Украины. Кстати, для ФРГН два российских коллеги имеют особое значение. Во-первых, ФРГН  — одна из немногих общественных организаций Украины, входящее в «Партнерство фондов местных сообществ», объединяющее ряд фондов местных сообществ или, как их еще называют, коммьюнити-фондов стран СНГ. Во-вторых, ФРГН, опять же, одна  общественных организаций (на сегодня в Украине таковых всего две), использующая технологию «молодежных банков». «Банк молодежных инициатив» (БМИ) в Николаеве появился три года назад после знакомства активистов ФРГН с работой аналогичной структуры в Пензе, действующей там в рамках ФМС «Гражданский Союз». А россияне, в свою очередь, позаимствовали данный опыт у неправительственных организаций Ирландии. Такой вот интернационал общественников!

По словам председателя правления ФРГН Михаила Золотухина, самое интересное заключается в том, что за эти три года в «Банке молодежных инициатив» сменилось уже три поколения молодежи. Люди приходят и уходят по объективным причинам. Главная причина прихода учащейся и студенческой молодежи — желание самореализации, а причины ухода — еще боле прозаические: окончание вуза и устройство на работу, создание собственной семьи, иногда — переезд в другой город. «Просто молодежь перестает быть молодежью», — как пошутил один из активистов ФРГН.

Как оказалось, такой сценарий возрастной ротации типичен и для российских «молодежных банков». Такая ситуация не должна пугать. Главное, чтобы работа шла по нарастающей, чтобы в круг реализуемых проектов вовлекались все новые и новые молодые люди, чтобы естественным путем среди них проявлялись лидеры, которые в дальнейшем могут связать свою профессиональную карьеру с общественной деятельностью или смежными сферами (что такое «Банк молодежных инициатив» можно посмотреть здесь: http://frgn.mk.ua/?p=48.

Не менее популярной в России является технология «фондов местных сообществ». Это общественные организации, которые создаются для поиска средств на решение приоритетных проблем местных общин (причем они стараются привлекать для этого не только западных доноров, но и местные ресурсы — бюджетные средства, помощь бизнеса, интеллектуальные и трудовые ресурсы обычных жителей), а затем распределяют полученные средства с помощью конкурсов мини-грантов, в которых может участвовать любая неправительственная организация или даже инициативная группа без регистрации юридического лица. И благотворители, и получатели мини-грантов таким образом помогают локальным общинам: своей улице, кварталу, дому, своим близким, соседям, коллегам. Именно по этой методике и работает ФРГН. На сегодняшний день это — одно из основных направлений его деятельности.

— Технология «фондов местных сообществ» — одна из эффективных технологий на низовом уровне, — уверен исполнительный директор ГБФ «Фонд Тольятти» Борис Цирульников. — При этом необходимо понимать: деньги — самое дешевое из того, что могут давать вам люди, а вот самое дорогое — это личное время, которое, в принципе, они могут потратить на любое другое начинание.

Минувший финансово-экономический кризис и сохраняющаяся нестабильность в экономике внесли свои коррективы в работу фондов местных сообществ. Сегодня им сложнее привлекать ресурсы, чем несколько лет назад. Тем не менее, подобные организации в Российской федерации и других странах продолжают развиваться. Для того, чтобы, как говориться, отделить «зерна от плевел», сегодня некоторые фонды пошли по пути добровольной сертификации, требования и параметры для которой вырабатывают сами участники «Партнерства фондом местных сообществ» по принципу саморегулирующихся организаций. К такой сертификации в данное время готовится и ФРГН.

Что же касается «молодежных банков», эту технологию Б. Цирульников также оценивает очень высоко. По его мнению, работа БМИ должна строиться по трем основным направлениям — методическая и информационная поддержка молодежных инициатив, обучение и стажировка молодежи, проведение международных форумов и конференций с целью обмена опытом. Иными словами, молодежь должна не ждать наступления «светлого завтра», а сама активно стремиться к самореализации, отстаивать свои интересы. А БМИ выступает лишь своеобразным катализатором этих процессов.

Характерно, что в странах Запада нередки случаи, когда молодежные организации — победители конкурсов грантов, отказываются получать выигранные средства. Выходит, что общественное объединение молодежи либо теряет интерес к своему же проекту, либо (а это и является главной причиной такой коллизии) боится брать на себя ответственность за реализацию собственного проекта, «завалить» его, не справиться с финансовой отчетностью и т.д. Эту робость, парализующую любую инициативу, нужно преодолевать. Да и в конце концов, не ошибается только тот, кто ничего не делает. А лучший путь для преодоления собственной робости, самоутверждения — не только разработать классный проект, в успехе реализации которого ты уверен, но и самостоятельно пройтись по потенциальным спонсорам, попытаться привлечь представителей бизнеса, не прибегая к помощи профессиональных фандрайзеров из «взрослых» неправительственных организаций. Впоследствии из таких молодых  людей получаются хорошие бизнесмены и креативные директора. Б. Цирульников привел конкретные примеры «историй успеха» молодых людей, которые начинали свою карьеру с сотрудничества с ГБФ «Фонд Тольятти».

А что же Николаев? Какие впечатления на гостей произвел наш город? На этот вопрос мы попросили ответить Олега Шарипкова, но при этом ответить конкретно, без излишней дипломатичности.

— Я вижу неплохие перспективы и у Фонда развития города Николаева, и у вашего города в целом, — считает он. — Мы общались в Николаеве и с общественными лидерами, и с чиновниками, и с депутатами, и с представителями бизнеса. В целом они произвели на меня впечатление как позитивные люди, которые думают о своем городе, о его завтрашнем дне.

Здорово, что у вас можно входить в городскую администрацию без паспорта и записи. В  этом плане власть полностью отгородилась от населения. Да и интерьер николаевской мэрии скромный, не подавляет своей роскошью и помпезностью. Человек живущий небогато, а таких в Николаеве, как я понял, большинство, попадая в такое присутственное место, понимает, что и чиновники особо не жируют. А у нас человек, попадая в органы власти, чувствует себя неуютно, внутренне сжимается. Сами чиновники в администрации Николаева куда скромнее наших, обычно одеты, без лакированных ботинок и гламурных розовых галстуков. Здесь меньше показухи, все человечнее.

Но это, пожалуй, внешние впечатления. А если смотреть более глубоко, то можно отметить, что у вашего города неплохие руководители. Городского голову я, правда, не видел, но его первый зам. Юрий Андриенко — четкий, вдумчивый человек, хорошо ориентирующийся в ситуации, сдержанный, без пафосности, болеющий за свой город. Он — классический чиновник в лучшем понимании этого слова. Надеюсь, и другие руководители мэрии у вас такие. А вот депутаты Николаевского горсовета очень разные. Часть из них слабо разбирается в специфике «третьего сектора», есть недопонимание. Это плохо, нужно повышать их уровень. Я сознательно не беру политическую составляющую, не делю их на власть и оппозицию, ведь мы — вне политики. Просто видно, что к благотворительным проектам они относятся очень по разному и стараются ориентироваться на власть — на мэра,  на госадминистрацию. Мол, как там скажут, так и будет.

И еще один настораживающий момент. На уровне города у вас нет мощных, влиятельных объединений предпринимателей. Формальные есть, а вот реальных, действенных — нет. У предпринимателей не видно самоорганизации, или они не видят перед собой никакой опасности, или задавлены настолько, что боятся объединяться, чтобы вместе отстаивать свои права. У нас, в России, есть организации предпринимателей, есть клубы, где они не только организуют совместный диалог с властью, но и просто проводят время в совместном общении, презентуют свой бизнес, договариваются о реализации социальных проектов. У вас я такого не увидел. А ведь среди николаевских предпринимателей много достойных, современных, стратегически мыслящих людей. Это та движущая с ила общества, которая у вас недооценена.

Напоследок о николаевском «Банке молодежных инициатив». Нужно не просто искать для молодежи деньги и проводить конкурсы мини-грантов, но и добиваться того, чтобы они сами искали средства для реализации своих идей. Нужно привлекать новых молодых людей, которые бы сами шли по предпринимателям, не боялись этого. Нужно расширять и направления работы БМИ, дабы он был реальной организацией, которая делает реальные дела, а не превратился в местечковую тусовку. А для пропаганды идей и методов работы БМИ, для привлечения молодежи я рекомендую максимально активно использовать современные социальные сети.

Станислав Козлов