В пятницу 28 октября 2011 года в Фонде развития города Николаева (ФРГН) проведен тренинг для победителей конкурса
социальных проектов «Развитие самоорганизации местных гражданских групп Юга Украины — 2011». Данный конкурс проведен в рамках реализации проекта «Развитие самоорганизации населения Юга Украины для реформирования ЖКХ» при финансовой поддержке Национального фонда поддержки демократии (Вашингтон, США) и Фонда им. С. Батория (Варшава, Польша).
В мероприятии участвовали председатель правления ФРГН Михаил Золотухин, финансовый директор Фонда Татьяна Золотухина, наш коллега из Севастополя — председатель правления Севастопольского благотворительного Фонда «Социально-экологический союз» Александр Лось, а также руководители общественных организаций, победивших в конкурсе «Развитие самоорганизации местных гражданских групп Юга Украины — 2011». |
Напомним, что 17.10.2011 восемь достойных социальных проектов из Николаевской, Херсонской областей и АР Крым (см. список победителей: http://frgn.mk.ua/?page_id=2994) были отобраны конкурсной комиссией ФРГН. Основным критерием отбора служило соответствие проектов основной идее конкурса – обеспечению стабильной работы и укреплению организационного потенциала местных гражданских групп за счет ресурсной поддержки инициатив, направленных на представление прав и интересов граждан и организационное развитие МГГ.
В ходе мероприятия эксперты Фонда прочитали слушателям дополнительные учебные лекции. Материалы были максимально приближены к практической деятельности общественных организаций. Если в августе – сентябре текущего года более 60 руководителей органов самоорганизации населения и объединений совладельцев многоквартирных домов в ходе семинара «Базовые навыки лидера общественной организации» получили необходимые навыки по разработке проектов по проведению кампаний представительства прав и интересов граждан, то сейчас руководство ФРГН делало акцент на юридических и финансовых аспектах.
Так, финансовый директор ФРГН Т. Золотухина в простой и удобной для восприятия форме изложила структуру государственных нормативно-правовых актов и документов органов местного самоуправления. С некоторой долей условности её можно отобразить в таблице:
Нормативно-правовые акты |
|
Государственные |
Органов местного самоуправления |
Конституция Украины | Устав территориального сообщества |
Кодексы и законы Украины | Программа социально-экономического развития региона |
Подзаконные акты (постановы КМУ, решения и пр.) | Целевые программы городов, районов и пр. |
Приказы министерств и ведомств | Приказы профильных управлений органа местного самоуправления (в основном тех, которые имеют статус юридических лиц) |
Далее присутствующим была подробно описана процедура принятия решений в органах местного самоуправления, порядок прохождения документов и особенности делопроизводства. Такие знания крайне необходимы лидерам гражданских групп для успешного представительства интересов жителей своих территорий в органах власти и позволяют говорить с чиновниками на «их языке» — языке нормативно-правовых документов.
Еще одним атрибутом и необходимым условием проведения успешной кампании адвокаси является выбор правильного метода взаимодействия общественности с властью. Среди прочих, лидерам МГГ предлагались такие способы претворения в жизнь своих инициатив:
- Обращение к депутату-мажоритарщику, на территории обслуживания которого реализуется социальный проект.
- Использование такого инструмента, как публичный отчет депутата: необходимое предложение выносится на слушание общественного собрания.
- Письмо в профильный департамент или управление.
- И, наконец, использование института общественных советов при органах местного самоуправления (например, в Николаеве это – экспертно-общественный совет).
У каждого метода есть свои преимущества и недостатки и те, кто постоянно их использует, например Михаил Золотухин и Александр Мошнягул (заместители председателей общественных советов Николаева и Херсона соответственно), поделились своим опытом с более молодыми общественными лидерами. Так, руководитель причерноморского Центра политических и социальных исследований А. Мошнягул отметил, что процедуры принятия решений в органах местного самоуправления Херсона и Николаева имеют некоторые отличия.
Во второй части семинара обсуждались вопросы финансового менеджмента проектов и налогообложения. В частности статью 157 Налогового кодекса Украины прокомментировала финансовый директор ФРГН Т. Золотухина: «Грант адвокаси для объединений совладельцев многоквартирных домов облагается налогом, так как, согласно п. 8 ст. 157 такая деятельность для ОСМД не является основной». Среди присутствующих лидеров ОСМД это сообщение вызвало некое замешательство. Председатель ОСМД «Заря-Вознесенск» Сергей Печерица даже возмутился: «Люди делают для себя, и за это еще должны налог платить?!».
Еще одной немаловажной частью мероприятия стало определение начального индекса организационного развития участников проекта «Развитие самоорганизации населения Юга Украины для реформирования ЖКХ». Присутствующие лидеры местных гражданских групп с помощью экспертов ФРГН заполнили соответствующие анкеты и получили возможность самостоятельно выявить недостатки и «узкие места» в деятельности своих организаций. Для многих такая оценка станет отправной точкой роста своего авторитета. А те, кто уже принимал участие в подобных тестированиях, еще раз сравнили свои достижения с результатами коллег из других регионов.
Фонд развития Николаева уже имеет опыт в проведении мероприятий по повышению уровня организационного развития тех общественных организаций, которые уже получали гранты. Приятно отметить, что общественники не только тратят грантовые деньги на реализацию своих проектов, но и развиваются, растут.
Подводя итоги проведенного в прошлую пятницу мероприятия можно сказать, что каждый участник проекта, подписав с Фондом развития города Николаева договор о предоставлении безвозвратной финансовой помощи по проектным затратам, получил не только финансовую поддержку, но и набор знаний и навыков, необходимых для реализации своих намерений.
Борис Кудар,
менеджер Фонда развития города Николаева