Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

КВАРТПЛАТА ИЗ ПОВИННОСТИ ДОЛЖНА ПРЕВРАТИТЬСЯ В ПЛАТУ ЗА РЕАЛЬНО ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ

Фонд развития города Николаева (ФРГН) предоставил возможность потребителям услуг по эксплуатации жилья разобраться: за что мы платим? Ведь, по, сути, квартплата давно превратилась в повинность жильца вне зависимости от качества услуг, которые он получает. Хотя горожане имеют полное право платить только за качественные, вовремя оказанные услуги и взять оказание услуг под общественный контроль.

Существует постановление Кабмина №869 от 01.06.2011 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», которым утвержден Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий. Данным нормативным актом определен типовый перечень из 18 жилищно-эксплуатационных услуг. Это – всеукраинский стандарт, которого должны придерживаться все ЖЭКи страны. Кроме того постановление предусматривает, что орган местного самоуправления должен принять решение, которое утверждает количественные и качественные показатели, структуру, периодичность и сроки предоставления услуг по содержанию домов и придомовых территорий. Постановления КМ №560 от 12.07.2005, №529 от 20.05.2009 и № 869 от 01.06.2011 определяют, что тариф на обслуживание жилья и придомовых территорий должен быть рассчитан по каждому дому отдельно (т.н. подомовой тариф).

Но ничего этого в Николаеве нет: ни подомовых тарифов (тарифы рассчитаны по каждому жилищно-эксплуатационному предприятию, что представляет собой некую «среднюю температуру по больнице»), которые нам обещали ввести еще в 2009 году, ни решения об утверждении количественных и качественных показателей, структуры, периодичности и сроков предоставления услуг по содержанию домов и придомовых территорий.

В департаменте ЖКХ считают, что в таком решении нет необходимости, поскольку решением Николаевского горисполкома №1028 утвержден «минимальный перечень услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий из 9 позиций, адаптированных к возможностям городского хозяйства и полностью обеспечивающих условия содержания домов, а также позволяющих снизить стоимость услуг» (цитата из письма начальника департамента – заместителя городского головы Валентина Гайдаржи Николаевскому городскому голове Владимиру Чайке). Однако при существующем положении платежи по тарифу нельзя оспорить, пересчитать в случае  неоказания, некачественного или несвоевременного оказания услуг. Такого механизма в Николаеве просто нет. И эта неопределенность плюс невысокое качество услуг ведут к росту неудовлетворенности населения работой ЖКХ.

Приведем конкретный пример. Жилец многоквартирного дома понятия не имеет, какие именно виды работ, какого качества и периодичности должен выполнять ЖЭК, предоставляя услугу «обслуживание внутридомовых сетей» (пункт 7 решения Николаевского горисполкома №1028 от 30.07.2010). Выполняет ЖЭК эти работы? А может он их не выполняет? «Так за что я должен платить?» – задается вопросом жилец. Его терзают смутные догадки, но что-либо оспорить, выставить ЖЭКу акт-претензию о непредоставлении или некачественном предоставлении этой услуги он не может, не может провести перерасчет. В итоге некоторые горожане, интуитивно чувствуя себя обманутыми, вообще перестают платить за квартиру. Тут уже страдает ЖЭК. Но и он не может обратиться в суд на взыскание долга с нерадивого потребителя, ведь для этого с ним следует заключить договор, где четко будут прописаны оказываемые услуги, их объемы, сроки предоставления и т.д. А такого договора с каждым жильцом у ЖЭКа нет, значит и взаимных договорных обязательств – тоже нет. С чем идти в суд? К тому же отсутствие такого договора является грубым нарушением закона «О жилищно-коммунальных услугах».

Изменить ситуацию можно. Для этого общественность Николаева совместно с экспертами ФРГН в рамках проекта «Жилищно-коммунальные услуги – под контроль общественности», при финансовой поддержке программы «UNITER»,  разработали проект решения горисполкома. Его принятие николаевским горисполкомом защитит права жильцов на качественные жилищно-коммунальные услуги  и выполнит требования постановления Кабмина №869 от 01.06.2011 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги». Нормативные акты органов местного самоуправления, аналогичные разработанному проекту решения, давно работают в Киеве, Вознесенске, Херсоне, Мариуполе, Луганске и многих других городах страны. Там ЖЭКи отчитываются перед жильцами, и те закрывают акты выполненных работ только после того, когда эти работы уже осуществлены.

Позицию общественников поддерживают специалисты Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины, в целом согласен с ней и Николаевский городской голова Владимир Чайка. Принятие такого документа позволит решить вопрос отстраненности потребителей (жильцов) от поставщиков и исполнителей услуг, и превратит квартплату, как её до сих пор по старинке называют в Николаеве, из повинности – в плату за конкретную услугу приемлемого качества, оказанную в срок.

 

Пресс-служба Фонда развития города Николаева

Комментирование отключено.