Об этом свидетельствуют результаты двух ежегодных мониторингов индексов прозрачности и участия граждан в местном бюджетном процессе, проведенных Фондом развития г Николаева» в рамках исследований «Партнерства за прозрачные местные бюджеты» среди 31 громад 16 областей Украины и г Киева.
Результаты мониторинга процесса принятия местных бюджетов на 2016 год можно посмотреть тут.
Всего по результатам исследования Николаев набрал 7 баллов из 11 возможных, то есть 64%, что в итоге сохранил в 2016 г. «средний уровень». Бюджетный процесс в Николаеве стал прозрачнее, поднявшись от «недостаточного уровня» в 2015 г поднялся до «среднего уровня». Но городская громада как и в 2015году имеет низкий уровень участия в городском бюджетном процессе горожан.
В Николаеве выполнили требования ст. 77 Бюджетного кодекса Украины и вовремя принял бюджет на 2017, исправив прошлогоднюю ситуацию игнорирования законодательства Украины, когда процесс его принятия затянулся на январь-апрель . При этом, вовремя был опубликован на официальном сайте городского совета его проект. Хотя на момент принятия он не полностью соответствовал тому, за что голосовали депутаты.
Оценивая содержание принятого бюджета, то теперь громаде можно будет оценить эффективность использования бюджетных средств . Благодаря совместным усилиям николаевских участников Партнерства, Экспертно-общественного совета Николаевского горисполкома, николаевского городского головы и депутатов в 2016 году исправили ошибку 2015 года и вообщем документ учел подходы программно — целевого метода. Хотя, пока отсутствует практика долгосрочного прогнозирования .
К сожалению, как и при предыдущем городском голове в городе отказались от практики проведения публичных бюджетных консультаций и бюджетных слушаний.
Так Николаев вошел в 11 проблемных городов (Краматорск, Кропивницкий, Львов, Полтава, Северодонецк, Херсон, Белозерка, Здолбунев, Ізмаил, Маруполь), где не проводятся бюджетные консультации с гражданами после его публикации на официальном сайте горсовета, что есть действенной практикой участия в подготовке главного финансового документа и учета их прав и интересов.
Несмотря на наличие е-инструментария, горисполком почему- не вооспользовался таким удобным для горожана форматом как электроные консультации. Примером для нас являются Одесса, Суммы, Чугуев и соседний г. Вознесенск Николаевской области.
Вообще, публичные обсуждения местных бюджетов (в формате презентацій или открытого заседания бюджетной депутат ской комисии горсовета, или публичного експертного обсуждения, или публичных встреч с заинтересованными сторнами) было проведено в 19 громадах. К сожалению, мы вошли в худшие практики в этой номинации иследования.
Проблемною является ситуация с мерами, которые должны обеспечить доверие к результатам консультаций и действенная обратная связь с гражданами, которые приняли участие в консультациях по проекту бюджета. К сожалению, результаты всеукраинского мониторинга показывают, что даже если орган власти провел консультации с гражданами, то судьба предоставленных гражданами предложений основном неизвестна.
Так, только в 5-ти городах (Винница, Сумы, Черновцы, Вознесенск, Чугуев) было обнародовано отчеты о результатах проведения консультаций с гражданами по проекту решения о бюджете. Еще в 15 городах были проведены в том или ином формате консультации, но не обнародован отчетов по их итогам.
Бесспорно, такая практика не может способствовать формированию доверия к консультациям со стороны граждан, которые могут считать, что их участием просто манипулируют для легитимации решения. В конце концов, это подрывает желание граждан в дальнейшем участвовать в подобных консультациях.
В Новом 2017 году мы не дадим расслабиться ни депутатскому корпусу городского совета, ни городскому голове. Мы продолжим мониторинг и будем добиваться того чтобы запустить на местном уровне действенные механизмы участия граждан в бюджетном процессе. Только так мы сможем защитить наши права и интерес в развитии города и получения качественных муниципальных услуг!
Пресс-служба ОО «Фонд развития города Николаева»