Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

Электронное голосование как элемент электронной демократии, или Чего хотят городские власти?

Вся прелесть работы журналистов в том, что они максимально оперативно доносят свежую информацию до аудитории, по крайней мере, стараются это сделать как можно скорее. Но, в этом же и её беда. Хватаясь за яркие, сенсационные либо просто лежащие на поверхности факты, порой мы не замечаем чего-то более глубокого и серьезного.

3 февраля в малом зале горисполкома прошло заседание рабочей группы по внедрению технологий электронного управления, электронной демократии и системы управления качеством административных услуг в органах местного самоуправления города Николаева по международному стандарту ISO 9001:2008, которая была создана в январе распоряжением городского головы В.Чайки. Заседание было ярким, бурным и, самое главное, публичным. Поскольку было бы странно, если бы стремясь к демократии внутри городской общины – и не только к электронной – мы проводили бы такие мероприятия в закрытом режиме.

Но, к нашему огорчению, приглашенные на заседание уловили лишь один аспект: в горсовете собираются внедрять электронную систему голосования и на это мэрия намерена истратить 1 млн. наших с вами бюджетных гривен.

В действительности все обстоит куда более серьезно, и электронное голосование – не самоцель. Да и сумма названа не совсем корректно. Возможно, стоило бы обратиться к информации, содержащейся в прессе-релизе и других документах, раздававшихся на мероприятии, но, видимо, в пылу дискуссии не все их внимательно изучили.

На самом деле электронное голосование лишь одна из видимых частей технологического процесса принятия решения местным самоуправлением. Ее основой станут системы электронного документооборота аппарата горсовета и горисполкома при подготовке и принятия решения депутатами. Электронное голосование лишь один из элементов (причем далеко не самый существенный!) той работы, которая ведется городскими властями, общественными организациями и специалистами в области информационно-коммуникативных технологий в последнее время. А работа эта заключается в том, чтобы сделать деятельность органов городского самоуправления абсолютно прозрачной, эффективной, понятной и, самое главное, полезной для любого николаевца.

Сделать это можно, внедрив на практике элементы электронного управления и электронной демократии в жизнь городской общины. Именно для этого в прошлом году депутатами горсовета была принята «Программа электронного управления и электронной демократии в г. Николаеве на 2010 – 2015 гг.»

И она реализуется на практике. Небольшая часть работы уже выполнена, по крайней мере, уже есть концептуальное видение. Есть и первые прикладные успехи: система управления качеством административных услуг в органах местного самоуправления города приводится в соответствие с международным стандартом ISO 9001-2008, что делает ее более понятной и доступной для заявителей. Разработаны реестр и технологические карты административных услуг, которые будут выложены на веб-портале горсовета. На практике это обеспечит доступ горожан к полной информации об административных услугах. Вместо того, чтобы беспомощно мыкаться по кабинетам чиновников, они смогут без труда узнать весь алгоритм предоставления услуги: куда и кому обращаться со своим заявлением, как оно должно быть оформлено и с приложением каких документов, в какие сроки рассмотрено, нужно ли за эту слугу платить деньги и сколько, как обжаловать результат, если он не устроил заявителя. Все это упростит жизнь николаевцам, чиновники не смогут скрывать от вас публичную информацию (а информация, к примеру, в сфере земельных отношений дорогого стоит), позволит поставить надежный заслон коррупции – компьютеру взятку не дашь. Вдобавок переход на электронный документооборот сократит сроки прохождения документов, сбора согласований. В перспективе горожане смогут с помощью сети Интернет общаться с органами местного самоуправления и коммунальными предприятиями в интерактивном режиме, не выходя из дома, офиса, библиотеки.

На деле пятилетняя программа, о которой идет речь, предусматривает очень много мероприятий. И, прежде всего, нужно подготовить базу – как техническую, так и кадрово-организационную. Нужны компьютеры, серверы, сети, лицензионное программное обеспечение, точки доступа в публичных местах для тех горожан, кто не может войти в сеть Интернет дома или на рабочем месте. Необходима, наконец, соответствующая подготовка муниципальных служащих, ведь без этого самая современная коммуникативная техника превратится в груду бесполезного хлама.

Естественно, выполнение такой программы требует средств. В бюджете города на 2011 год на ее реализацию выделен 1 млн. грн. Еще 500 тыс. грн. при поддержке МФ «Возрождение» выделяет «Фонд развития города Николаева» – общественная организация, в тесном сотрудничестве с которой мэрия реализует программу. Также возможно оказание помощи Национальным центром поддержки электронного управления ГП «Госинформресурс», поскольку Николаев стал пилотным городом в тестировании и апробации сервиса «Электронное обращение граждан».

За счет этих средств будут профинансированы ближайшие мероприятия, определенные рабочей группой. Их список велик. Это создание реестра электронных информационных ресурсов города, разработка техзадания на создание интегрированной информационно-аналитической системы органов местного самоуправления, модернизация локальных информационно-аналитических систем в департаментах, управлениях, районных администрациях, разработка необходимых регламентов и должностных инструкций, закупка самой техники и лицензионного ПО, внедрение каталога административных и информационных услуг, интеграция «Виртуальной общественной приемной», разработанной БФ «МЕТА» на базе библиотеки Кропивницкого с Интернет-порталом горсовета, стажировки пользователей и многое другое.

Да, есть среди этого перечня установка в здании мэрии зоны Wi-Fi для трансляции он-лайн в Интернет сессий горсовета, общественных слушаний, заседаний комиссий, а также установка системы электронного голосования. Нужна ли она? Если мы не хотим, чтобы депутатский корпус не был серой массой, если мы хотим контролировать ход голосования своих избранников и партийных фракций – безусловно нужна. Ведь иной раз ход обсуждения вопроса поименные результаты голосования красноречивее любого депутатского отчета. Какой должна быть эта система и что предпочесть для депутатов: iPad, другие планшетники или нетбуки, – это уже вопрос для специалистов. Но участие в этой дискуссии, равно как и других вопросов, касающихся реализации программы, может принять любой желающий. Для этого вам достаточно зайти на сайт http://frgn.mk.ua/?p=141 . Поверьте, ваше мнение будет принято во внимание. Только, пожалуйста, без троллизма, флуда, спама и прочих «грешков», свойственных недобросовестным пользователям. Ведь мы вместе нацелены на серьезную задачу – сделать нашу власть прозрачной и подотчетной, заставить ее эффективно работать на нас, избирателей. Вот тогда мы и сможем изменить в лучшую сторону качество нашей жизни.

Михаил Золотухин,

Председатель правления ФРГН

Заместитель председателя рабочей группы

(«Розпорядження Миколаївського міського голови № 69р від 26.01.11 «Про створення робочої групи з впровадження технологій електронного урядування та електронної демократії та системи управління якістю адміністративних послуг в органах місцевого самоврядування міста Миколаєва за міжнародним стандартом ISO 9001:2008»)

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>