Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

Комитеты самоорганизации населения – возможности и перспективы развития

Большинство из нас мало задумывается над возможностью нашего влияния на решение вопросов местного значения, переложив всю ответственность на городскую власть. Именно она, с точки зрения горожан, должна и площадку детскую организовать, и в подъезде и на улице  чистоту навести, и несанкционированные свалки  ликвидировать. В известной степени, это правильно, потому что жители доверили управление нашим городом, нашими улицами и нашими домами депутатам — представительной власти и администрации города — исполнительной власти. Однако любая власть имеет свои пределы  и у нее  нет неограниченных финансовых возможностей.

Часто, когда начинаешь разговор об органах самоорганизации населения, люди не понимают, что это такое. Наиболее распространенные варианты вопросов о них: «Это то же самое, что и ОСМД, только в частном секторе? Разновидность общественной организации?» и т.п.

Орган самоорганизации населения в отличие от общественной организации, благотворительного фонда,  или объединения совладельцев многоквартирных домов — менее понятное для среднестатистического украинца объединение граждан.  Если ГО и БФ создаются на основе общности интересов, ОСМД — по принципу общности собственников недвижимого имущества, то ОСН – по территориальному принципу – регистрации  жителя на определённой территории. А на одной территории проживают жители с, может быть,  диаметрально противоположными интересами. Это и создаёт определённые трудности в работе ОСН.

Но, несмотря на это, инструмент ОСН можно эффективно использовать в разных ситуациях. И основывается это утверждение на том, что только у комитета самоорганизации населения есть отличительная особенность от других объединений граждан». В собственных полномочиях ОСН, определённых ЗУ «Об органах самоорганизации населения» есть :

— право  осуществлять контроль качества предоставляемых гражданам, проживающих в жилых домах на территории деятельности комитета, жилищно-коммунальных услуг и качества проведенных в жилых домах ремонтных работ,

— право вносить предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов.

Однако возможностями, которые предоставляет Закон, используются  как гражданами, так и властями слабо.

В целях усовершенствования деятельности органов самоорганизации населения в сёлах и городах Николаевской области  был создан в январе текущего года на базе НГОО «Фонд развития г. Николаева» Ресурсный центр ОСН Николаевщины, с сетью партнёров в г. Вознесенске, Снигирёвке, Баштанке Николаевской области.

Почти год действует РЦ. Можно подвести некоторые итоги.

Работа РЦ основывается на территориальных «нюансах», учитываться особенности работы ОСН села, города районного центра и областного центра. Городской житель далёк от проблем жителя села,  а житель областного и районного центра также имеют разные интересы, в том числе и ментальность.

Например.

В свете грядущего укрупнения сельских советов для жителей сельской местности создание ОСН в сёлах поможет эффективно отстаивать групповые интересы жителей сёл. Сельские советы будут объединять не менее 5 тыс.  жителей.  Из 19 сельских советов, например в Баштанском районе останутся только 4. При бюджетном дефиците это неизбежно. И что делать тем селам, где по 500- 1000 жителей, и  которые остаются  без представительского органа (сельсовет). Остаться совсем без ничего – рискованно, значит создавать представительский орган – комитет самоорганизации и налаживать отношения с госвластью.  

Поэтому, в том же Баштанском районе при консультативной поддержке Ресурсного центра принято распоряжение головы РГА Баштанского райгосадминистрации № 297- р от 12.09.2013 г. «О методических рекомендациях порядке инициирования, создания и легализации органов самоорганизации населения в Баштанского района Николаевской области». Именно эти рекомендации оптимизируют процесс создания ОСН на селе, чтобы инициативная группа не делала лишних движений при регистрации ОСН.

 

В г. Вознесенске основана политика содействия развитию ОСН. Городской совет  также при консультативной поддержке РЦ принял решение № 22 от 24.05.2013 «Об утверждении Порядка создания и легализации (продление полномочий) ОСН в г. Вознесенске».  В городе создан и работает 5 ОСН , из них 3 по новому Порядку в июне — октябре 2013 . Также на территории города действует 57 уличных / квартальных комитетов. В 19 мини районах города созданы общественные советы, на базе 3 — х из них уже по новому порядку создано 3 ОСН , 15 находятся в стадии подготовки к созданию ОСН . Самый большой ОСН — объединяет 1749 жителей, а наименьший ОСН города насчитывает 256. На данный момент разрабатывается целевая городская программа поддержки и развития ОСН г. Вознесенска.  

В Николаеве с начала года принято уже три решения местных властей, которые упрощают процесс создания ОСН  (2 решения горсовета о инициировании и создании ОСН) и  предоставляют ресурсную поддержку реализации инициатив ОСН («Программа поддержки развития гражданского общества» решение горсовета№33/6 от 17.10.13, в одном из направлений которой есть проведение конкурса проектов для ОСН).

 

Однако, не только нормативное обеспечение  нужно для эффективной деятельности ОСН, но и изучение опыта коллег из других регионов. РЦ предоставляет возможности стажировок в разных регионах Украины.

 

Для г. Николаева, как и для других городов николаевской области, был бы интересен опыт работы ОСН г. Димитрова, где  представители Николаевского РЦ побывали с ознакомительным визитом, организованным ВОО Ассоциация содействия самоорганизации населения, в октябре текущего года.

Для справки. Город Димитров, Луганская область, население около 50 тыс. В начале 2000х годов наблюдался полный коллапс городского управления. Шахты убыточные, безработица. Коммунальное хозяйство (жилой фонд) в полном упадке, угроза второго Алчевска.

 В такой ситуации, когда отступать дальше уже некуда и жители и городская власть  и бизнес — структуры нашли выход. Был создан один общегородской комитет самоорганизации населения «Комитет координации самоорганизации населения», который ввёл систему общественного контроля действий, как властей, так и бизнеса.

 И  постепенно начался наводиться порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Город был разбит на 12 районов ответственности. Члены комитета были закреплены за этими районами. Здесь на практике ОСНом реализовано право осуществлять контроль качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг и качества проведенных в указанных жилых домах ремонтных работ. Кроме жилищно коммунальных ОСН ещё контролирует качество услуг пассажирских перевозок и благоустройство города.

Как это выглядит на практике. Ответственные периодически осматривают закреплённый за ними квартал, составляют отчет, в котором указывают на нарушения:

— периодичности и качества уборки прилежащей (придомовой) территории жилых домов,  состояния территории, прилежащей к магазинчикам, парикмахерским и другим коммерческим объектам

— графика движения и чистоты маршруток в городе.

— дисциплины и качества проведения текущих ремонтов жилого фонда

— качества и дисциплины ремонта сетей водо, тепло снабжения мероприятий по благоустройству .

Без подписи Комитета не закрываются акты принятия работ по текущим ремонтам.  «Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственника дома (ОСМД, жилищно-строительного кооператива, домового комитета и т.д.) и исполнителя услуг» — Эта норма определена «Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий» (Приказ госкомитета Украины по вопросам ЖКХ №76 от17.05.2005). Так что жилищно-коммунальному предприятию не так — то просто списать квартплату жильцов на другие нужды.

И периодически (раз в неделю) в местном управлении жилищно-коммунального хозяйства проводятся «планёрки», где эти отчёты рассматриваются городскими властями, у которых есть рычаги влияния на поставщиков определённых жилищно-комунальных услуг, услуг транспортного обеспечения и т. д.

Конечно,  такая деятельность не могла бесконечно долго проводится на волонтёрских началах. Поэтому городская власть приняла в 2010г специальную целевую программу поддержки Комитета самоорганизации населения г. Димитрова, по которой члены комитета получают компенсацию своих усилий в виде ставки минимальной зарплаты. Согласитесь — не так уж и много за такую работу.

Не остались в стороне и местные бизнес- структуры, которые периодически делают целевые  пожертвования комитету (а как известно бизнес не будет давать средства просто на «утримання»).

 Неплохой пример для подражания. Так что нашим ОСНам и городским властям ещё есть, где приложить усилия.  При желании конечно.

 

Первые итоги есть.  Однако РЦ  Николаевщины продолжает свою работу.

И одной из задач работы ставит создание оптимальной единой модели эффективного ОСН, в регионе с учётом исторически сложившихся особенностей административно – территориальных единиц Николаевской области.

*****************************************************************************

Проект «Улучшение (усовершенствование) деятельности органов самоорганизации населения (ОСН) в селах и городах Николаевщины»реализуется НГОО «Фондом развития Николаева» (ФРГН) при финансовой поддержке МФ «Возрождение»

 

М. Золотухин

Председатель правления

НГОО «Фонд развития г. Николаева


 

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>