Большинство из нас мало задумывается над возможностью нашего влияния на решение вопросов местного значения, переложив всю ответственность на городскую власть. Именно она, с точки зрения горожан, должна и площадку детскую организовать, и в подъезде и на улице чистоту навести, и несанкционированные свалки ликвидировать. В известной степени, это правильно, потому что жители доверили управление нашим городом, нашими улицами и нашими домами депутатам — представительной власти и администрации города — исполнительной власти. Однако любая власть имеет свои пределы и у нее нет неограниченных финансовых возможностей.
Часто, когда начинаешь разговор об органах самоорганизации населения, люди не понимают, что это такое. Наиболее распространенные варианты вопросов о них: «Это то же самое, что и ОСМД, только в частном секторе? Разновидность общественной организации?» и т.п.
Орган самоорганизации населения в отличие от общественной организации, благотворительного фонда, или объединения совладельцев многоквартирных домов — менее понятное для среднестатистического украинца объединение граждан. Если ГО и БФ создаются на основе общности интересов, ОСМД — по принципу общности собственников недвижимого имущества, то ОСН – по территориальному принципу – регистрации жителя на определённой территории. А на одной территории проживают жители с, может быть, диаметрально противоположными интересами. Это и создаёт определённые трудности в работе ОСН.
Но, несмотря на это, инструмент ОСН можно эффективно использовать в разных ситуациях. И основывается это утверждение на том, что только у комитета самоорганизации населения есть отличительная особенность от других объединений граждан». В собственных полномочиях ОСН, определённых ЗУ «Об органах самоорганизации населения» есть :
— право осуществлять контроль качества предоставляемых гражданам, проживающих в жилых домах на территории деятельности комитета, жилищно-коммунальных услуг и качества проведенных в жилых домах ремонтных работ,
— право вносить предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов.
Однако возможностями, которые предоставляет Закон, используются как гражданами, так и властями слабо.
В целях усовершенствования деятельности органов самоорганизации населения в сёлах и городах Николаевской области был создан в январе текущего года на базе НГОО «Фонд развития г. Николаева» Ресурсный центр ОСН Николаевщины, с сетью партнёров в г. Вознесенске, Снигирёвке, Баштанке Николаевской области.
Почти год действует РЦ. Можно подвести некоторые итоги.
Работа РЦ основывается на территориальных «нюансах», учитываться особенности работы ОСН села, города районного центра и областного центра. Городской житель далёк от проблем жителя села, а житель областного и районного центра также имеют разные интересы, в том числе и ментальность.
Например.
В свете грядущего укрупнения сельских советов для жителей сельской местности создание ОСН в сёлах поможет эффективно отстаивать групповые интересы жителей сёл. Сельские советы будут объединять не менее 5 тыс. жителей. Из 19 сельских советов, например в Баштанском районе останутся только 4. При бюджетном дефиците это неизбежно. И что делать тем селам, где по 500- 1000 жителей, и которые остаются без представительского органа (сельсовет). Остаться совсем без ничего – рискованно, значит создавать представительский орган – комитет самоорганизации и налаживать отношения с госвластью.
Поэтому, в том же Баштанском районе при консультативной поддержке Ресурсного центра принято распоряжение головы РГА Баштанского райгосадминистрации № 297- р от 12.09.2013 г. «О методических рекомендациях порядке инициирования, создания и легализации органов самоорганизации населения в Баштанского района Николаевской области». Именно эти рекомендации оптимизируют процесс создания ОСН на селе, чтобы инициативная группа не делала лишних движений при регистрации ОСН.
В г. Вознесенске основана политика содействия развитию ОСН. Городской совет также при консультативной поддержке РЦ принял решение № 22 от 24.05.2013 «Об утверждении Порядка создания и легализации (продление полномочий) ОСН в г. Вознесенске». В городе создан и работает 5 ОСН , из них 3 по новому Порядку в июне — октябре 2013 . Также на территории города действует 57 уличных / квартальных комитетов. В 19 мини районах города созданы общественные советы, на базе 3 — х из них уже по новому порядку создано 3 ОСН , 15 находятся в стадии подготовки к созданию ОСН . Самый большой ОСН — объединяет 1749 жителей, а наименьший ОСН города насчитывает 256. На данный момент разрабатывается целевая городская программа поддержки и развития ОСН г. Вознесенска.
В Николаеве с начала года принято уже три решения местных властей, которые упрощают процесс создания ОСН (2 решения горсовета о инициировании и создании ОСН) и предоставляют ресурсную поддержку реализации инициатив ОСН («Программа поддержки развития гражданского общества» решение горсовета№33/6 от 17.10.13, в одном из направлений которой есть проведение конкурса проектов для ОСН).
Однако, не только нормативное обеспечение нужно для эффективной деятельности ОСН, но и изучение опыта коллег из других регионов. РЦ предоставляет возможности стажировок в разных регионах Украины.
Для г. Николаева, как и для других городов николаевской области, был бы интересен опыт работы ОСН г. Димитрова, где представители Николаевского РЦ побывали с ознакомительным визитом, организованным ВОО Ассоциация содействия самоорганизации населения, в октябре текущего года.
Для справки. Город Димитров, Луганская область, население около 50 тыс. В начале 2000х годов наблюдался полный коллапс городского управления. Шахты убыточные, безработица. Коммунальное хозяйство (жилой фонд) в полном упадке, угроза второго Алчевска.
В такой ситуации, когда отступать дальше уже некуда и жители и городская власть и бизнес — структуры нашли выход. Был создан один общегородской комитет самоорганизации населения «Комитет координации самоорганизации населения», который ввёл систему общественного контроля действий, как властей, так и бизнеса.
И постепенно начался наводиться порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Город был разбит на 12 районов ответственности. Члены комитета были закреплены за этими районами. Здесь на практике ОСНом реализовано право осуществлять контроль качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг и качества проведенных в указанных жилых домах ремонтных работ. Кроме жилищно коммунальных ОСН ещё контролирует качество услуг пассажирских перевозок и благоустройство города.
Как это выглядит на практике. Ответственные периодически осматривают закреплённый за ними квартал, составляют отчет, в котором указывают на нарушения:
— периодичности и качества уборки прилежащей (придомовой) территории жилых домов, состояния территории, прилежащей к магазинчикам, парикмахерским и другим коммерческим объектам
— графика движения и чистоты маршруток в городе.
— дисциплины и качества проведения текущих ремонтов жилого фонда
— качества и дисциплины ремонта сетей водо, тепло снабжения мероприятий по благоустройству .
Без подписи Комитета не закрываются акты принятия работ по текущим ремонтам. «Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственника дома (ОСМД, жилищно-строительного кооператива, домового комитета и т.д.) и исполнителя услуг» — Эта норма определена «Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий» (Приказ госкомитета Украины по вопросам ЖКХ №76 от17.05.2005). Так что жилищно-коммунальному предприятию не так — то просто списать квартплату жильцов на другие нужды.
И периодически (раз в неделю) в местном управлении жилищно-коммунального хозяйства проводятся «планёрки», где эти отчёты рассматриваются городскими властями, у которых есть рычаги влияния на поставщиков определённых жилищно-комунальных услуг, услуг транспортного обеспечения и т. д.
Конечно, такая деятельность не могла бесконечно долго проводится на волонтёрских началах. Поэтому городская власть приняла в 2010г специальную целевую программу поддержки Комитета самоорганизации населения г. Димитрова, по которой члены комитета получают компенсацию своих усилий в виде ставки минимальной зарплаты. Согласитесь — не так уж и много за такую работу.
Не остались в стороне и местные бизнес- структуры, которые периодически делают целевые пожертвования комитету (а как известно бизнес не будет давать средства просто на «утримання»).
Неплохой пример для подражания. Так что нашим ОСНам и городским властям ещё есть, где приложить усилия. При желании конечно.
Первые итоги есть. Однако РЦ Николаевщины продолжает свою работу.
И одной из задач работы ставит создание оптимальной единой модели эффективного ОСН, в регионе с учётом исторически сложившихся особенностей административно – территориальных единиц Николаевской области.
*****************************************************************************
Проект «Улучшение (усовершенствование) деятельности органов самоорганизации населения (ОСН) в селах и городах Николаевщины»реализуется НГОО «Фондом развития Николаева» (ФРГН) при финансовой поддержке МФ «Возрождение»
М. Золотухин
Председатель правления
НГОО «Фонд развития г. Николаева