Ресурсний центр ГУРТ

Ресурсний центр ГУРТ
Анализ интернет сайта



free counters

За что мы платим, или кто наведет порядок во дворе?

Обычный двор на Большой Морской, недалеко от Варваровского моста. Двор как двор – не слишком чистый, не очень ухоженный. Пятиэтажная хрущpost-7903-1386091349евка, пережившая полвека, несколько древних домов-жилкопов да сохнущие пирамидальные тополя-переростки, когда-то посаженные счастливыми новоселами, выросшие и постаревшие вместе с обитателями двора. Вздыбленный асфальт, рассыпающийся забор, остатки давно растащенной детской площадки, которая некогда радовала детвору. А еще раньше здесь была групповая абонентская установка для почтовой корреспонденции. Несколько лет назад таинственным образом она исчезла в один из морозных январских вечеров. Еще бы, несколько десятков кило черного металла, который с радостью примут в любой скупке – это вам не шутки.

Уборка двора производится не каждый день, но очень интересно. Своего персонального дворника, как в старые добрые времена, здесь нет, ежеутренне он не метет местные пороги. Зато раз в несколько дней во дворе появляется целый десант дворовых рабочих, которые чистят и метут, оставляя после себя действительно очень чистую придомовую территорию. Впрочем, через день-два она возвращается к своему обычному состоянию. А еще, начиная с нынешней весны, лучше стали вывозить твердые бытовые отходы из мусорных контейнеров. Раньше возле них собирались кучи мусора, особенно  в период уборки осенней листвы. Сейчас кучи исчезли.
Одна из достопримечательностей этого николаевского двора – продовольственный супермаркет, открывшийся на первом этаже хрущевки два года назад. Одни сразу же оценили его удобство и сравнительно доступные цены, другим он доставил дополнительные хлопоты, третьи и вовсе стараются не замечать нового соседа, представителя одной из мощных торговых сетей.
– Этот магазин для нас – настоящая беда, – убежден один из принципиальных противников супермаркета, житель двора Олег Иванович. Его-то как раз понять можно – его квартира расположена в одноэтажном доме прямо на въезде во двор. Раньше тут было тихо, потом пришли строители, реконструировавшие магазин, а с ними —  тракторы, самосвалы и автокраны. Потом их место заняли грузовики с продуктами, нещадно чадящие дизельными двигателями. Иномарка Олега Ивановича, которую он по обыкновению ставил у окон квартиры, покрылась несмываемой копотью, вход в жилище усеяли пустые бутылки и остатки упаковок от продуктов. Сюда потянулись асоциальные личности, активно потребляющие алкоголь, приобретенный в супермаркете. Они-то и сломали единственную во дворе скамейку. А затем грузовик с продуктами раздавил любимца детворы – чао-чао по кличке Атос, хозяином которого был тот самый Олег Иванович.
– Вот скажите, сколько нужно машин, чтобы завезти в сравнительно небольшой супермаркет дневной запас продовольствия, – продолжает Олег Иванович. – Один, три, пять? А их сюда каждый день едут десятки, в торговой сети явно с логистикой не дружат.
Грузовики сделали свое дело: продавили старые коммуникации, не рассчитанные на такое давление на грунт. После их ремонта яму засыпали, но еще долго не восстанавливали асфальтное покрытие, грязь, разносимая колесами машин и обувью пешеходов, стала обычным для двора явлением. Как и контур траншеи с продавленным грузовиками асфальтом, в которой «Укртелеком» проложил какой-то свой кабель.
Кто должен следить за порядком во дворе, наверное, ЖЭК? – предположил корреспондент «ВН» и решил встретиться с начальницей местного ЖЭКа. Но не тут-то было. Найти ее телефон на веб-сайте Николаевского горсовета было несложно, но оказалось, что трубку она не берет. А сам аппарат в режиме автоответчика запускает факс, предварительно сообщая звонящему что-то по-английски. Видимо, для горожан так удобнее – именно английский является у нас теперь языком межнационального общения.
С начальницей созвониться все-таки удалось, но к общению она была явно не расположена: «да вы там потом такое в своей газете понаписываете…». Все заверения о том, что «понаписываем» ровно столько, сколько она расскажет и ни одной буквой больше, результата не возымели. Удалось только узнать, что договора с магазином-раздражителем дворового спокойствия у ЖЭКа нет, а нынешними тарифами на обслуживание жилья его руководство довольно: «Раз нам сказали, что они должны быть именно такими, значит, так тому и быть». Почему же тогда «жилищники» в один голос твердят, что тарифы убыточны, что ЖЭКи работают неполный рабочий день, не хватает материалов, нечем платить зарплату, приходится брать неподъемные банковские кредиты? Все эти вопросы остались без ответа.
В департаменте ЖКХ, куда обратился корреспондент «ВН», его заверили, что руководитель ЖЭКа найдет время, чтобы пообщаться. Но через несколько дней перезвонили и, вздохнув,  признались: «Извините, но ваша встреча, к сожалению, не состоится».
В качестве эксперта пришлось обратиться к представителю Фонда развития города Николаева Татьяне Золотухиной, которая сама прежде работала в департаменте ЖКХ и имеет представление о ситуации «по обе стороны баррикад».  В отличие от большинства специалистов отрасли она убеждена, что в николаевские тарифы на обслуживание жилья был заложен большой «запас прочности». Именно это позволило не повышать их с 2009 года до нынешней весны. Впрочем, большинство николаевцев не знает, что в тариф заложен только минимальный перечень услуг, который должен оказывать ЖЭК.
За что платит николаевец? Прежде всего, это вывоз мусора, обслуживание лифтов, электроэнергия и диспетчеризация для лифтов, освещение мест общего пользования, уборка придомовой территории, обслуживание внутридомовых сетей, подготовка к эксплуатации в зимний период, текущий ремонт. Если у жильцов прямой договор с КП «Николаевлифт», тогда «лифтовая» составляющая должна быть изъята из «жэковского» тарифа.
За остальные услуги необходимо платить отдельно. Например, за любой ремонт в квартире. А если желаете ремонт в подъезде, об этом нужно договариваться с ЖЭКом и платить вскладчину. Поскольку понятие «текущий ремонт», заложенное в тариф, подразумевает, к примеру, побелку и покраску не всего подъезда, а только небольшой его части. То же самое — с оштукатуриванием, ремонтом фасада и т. д.
Что еще НЕ ВХОДИТ в николаевский тариф? Это уборка подъездов, дезинсекция и дератизация (травля насекомых, мышей и крыс), обслуживание дымовентканалов, полив клумб и газонов, посыпание двора песчаной смесью в период гололеда, обслуживание номерных знаков домов. Отдельные услуги, такие, например, как снос аварийных деревьев на придомовой территории, выполняются за счет бюджета. Но вообще, нужно разбираться: на чьем балансе находится аварийное дерево, тот за него и отвечает. То же самое — с асфальтовым покрытием: на чьем оно балансе, тот его и должен ремонтировать. Правда, с нынешним состоянием бюджета денег на ремонт и асфальтирование дворов взять негде. Что-то выделено в рамках программы «Николаевские дворы», реализация которой началась в текущем году. Но этого явно недостаточно. А волюнтаристским порядком требовать у ЖЭКа, чтобы он заасфальтировал двор, не имея на это денег, это настолько же реально, как и заставлять его покрыть стены подъезда сусальным золотом. Выход — в поиске благотворителей, спонсоров, объединении усилий жильцов двора.
Именно так и происходит в Виннице, к примеру которой у нас сейчас модно обращаться. Там, кстати, тариф на обслуживание жилья расписан по максимуму, вплоть до эксплуатации номерных знаков. При этом его размеры не так высоки – немногим более двух гривен за кв. метр. Что интересно, согласно расчетам винничан, несмотря на отсутствие лифтов и меньшее количество коммуникаций, пятиэтажные дома в эксплуатации дороже девятиэтажек. Во-первых, в расчете на одного жильца их придомовая территория, которую надо убирать, может оказаться намного больше. Во-вторых, чем старше дом, тем дороже его обслуживание – примерно так же, как и с автомобилем или самолетом. Вдобавок к основному тарифу жильцы могут сами заказывать дополнительные услуги, понимая, что при этом им придется заплатить больше. А ремонт и облагораживание дворов в Виннице осуществляются на паритетных началах, с привлечением денег как местного бюджета, так и тех, что собраны самими жильцами. Тариф в Виннице – подомовой, как, впрочем, и во всех областных центрах. Кроме Николаева.
– Экономическая обоснованность тарифа на обслуживание жилья в Николаеве вызывает большие сомнения, – говорит Татьяна Золотухина. – Говорят, что он занижен, но с таким же успехом можно утверждать, что он завышен. Нужны четкие расчеты. Поэтому пересмотр тарифов должен происходить согласно действующему законодательству – только после получения выводов Госценинспекции о его экономической обоснованности. Получать такие выводы нужно в Киеве, причем по каждому дому.  Конечно, это хлопотный и сложный, но зато законный путь. И обусловлено это  схемой тарифообразования: рассчитывает тариф — ЖЭК, устанавливает – местная власть, а платит – жилец.  Потому и поставлен барьер против его необоснованного роста в виде вывода Госценинспекции, что не нравится ЖЭКам. Но если закон не нравится, это же не означает, что его можно не выполнять?!
По ее мнению, несмотря на массу экономических сложностей, жизнь у наших ЖЭКов весьма вольная. Например, ЖЭКи скрупулезно ведут учет полученной от жильца платы. А вот экономического анализа подомовых расходов никто из них не ведет. Получается, сколько денег жильцы заплатили, узнать можно, а вот какой объем услуг будет оказан конкретно на дом, сколько денег затрачено – поди разберись…
– У нас до сих пор нет эффективного рынка жилищных услуг, и потому сложилась парадоксальная ситуация, – считает Т.Золотухина. – Жильцы ЖЭКу худо-бедно платят, когда-никогда какую-то копейку подбросит бюджет. В итоге стабильный уровень дохода у предприятия есть, и он не изменится в зависимости от того, работает ЖЭК хорошо или плохо. В итоге стимул для развития теряется.
…За что мы платим, разобраться действительно сможет не всякий. Возьмем ту же придомовую территорию. Какова периодичность ее уборки? Чем придомовая территория отличается от «приведенной», какие коэффициенты используются при уборке газонов или дорожек?
Так может ли простой жилец контролировать качество оказываемых услуг? Может и должен, уверена Т.Золотухина. По каждому дому у ЖЭКа должны быть планы текущего ремонта, планы-графики обслуживания. Их реализацию жилец может контролировать. Существует нормативная база по порядку перерасчетов за неоказанные услуги, и есть реальные случаи, когда жильцы добивались перерасчетов через суд. Поэтому нужно учиться контролировать оказание услуг. И не надеяться, что за него это сделает депутат, мэр, чиновник департамента ЖКХ и т.д.
Вывезен ли мусор, убрана ли придомовая территория? Если нет – отправляйте ЖЭКу акт-претензию, подписанную тремя жильцами. Как только такие акты-претензии пойдут в жилищно-эксплуатационную контору, оказание услуг скорее всего наладится. Скандалов, судов и потери денег администрация ЖЭКа вряд ли захочет.
Отметим, что речь идет о домах коммунальной собственности местных советов, хотя в каждом из них приватизировано до 95% квартир, и их давно следовало бы перевести в статус обществ совладельцев многоквартирного дома (ОСМД). Но ОСМД – вещь хлопотная, некоторые боятся их как черт ладана. Создавать ОСМД в старой многоэтажке без капремонта – затея не из лучших. И, тем не менее, ОСМД – хоть какая-то гарантия, что услуги вам будут оказываться вовремя и равно в том объеме, какой вы оплатите. Если, конечно, председатель и бухгалтер общества не замечены  в аферизме.
А что же двор на Большой Морской, с которого мы начинали повествование? Здесь действительно стали лучше вывозить мусор, больше внимания уделяют уборке. А еще инициативные соседи из числа молодых родителей своими руками сделали детскую площадку – хоть и самодельную, зато яркую, нарядную и сразу полюбившуюся местной детворе. Осталось завезти песок в песочницу…
Станислав Козлов  (газета «Вечерний Николаев»)

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>